Влияние степени уплотнения грунтов на их свойства
Повышение эксплуатационной плотности грунтов земляного полотна является неотложной и комплексной задачей. Следует признать, что отечественные нормы на проектирование автомобильных дорог отстают от современных требований к их потребительским качествам. Прежде всего, это относится к обеспеченной скорости движения и пропуску тяжёлых нагрузок. Совершенствование нормативных требований к техническому уровню дороги должно осуществляться с учётом соответствия этим требованиям эксплуатационных показателей дорожных одежд и поверхности покрытий. Теоретические и экспериментальные исследования показывают, что в ряде случаев конструкции дорожных одежд, обеспечивающих эффективную работу дороги в целом, должны достигать значительных толщин (1,0 м и более), даже при использовании строительных материалов с высокими значениями механических характеристик [1,2].
Проблема потребления строительной
индустрией для своих нужд 50% общего
объёма добываемых природных ресурсов [3] обязывает к поиску и внедрению
доступных ресурсо- и энергосберегающих технологий.
К сожалению, давно стало очевидным, что
специфика современного производства в дорожной отрасли не позволяет улучшить
качество выпускаемой продукции, особенно в отношении однородности её
показателей, настолько, чтобы за счёт высоких показателей качества снижать
расход материалов. Во многом это обусловлено большим числом звеньев цепочки
производства и сложностью технологических процессов. С этих позиций наименее
уязвимым элементом дорожной конструкции является земляное полотно.
Важнейший показатель земляного полотна,
оказывающий существенное влияние на проектные решения и эксплуатационные
показатели работы дорожной одежды – плотность грунта рабочего слоя
(приблизительно до 1,5 м от верха покрытия). Поэтому сегодня заслуживают
особого внимания исследования, посвящённые обоснованию необходимости повышения
степени уплотнения грунтов и путям достижения высоких показателей плотности. Причём
последние разработки рассматривают указанную проблему в рамках современного
подхода к расчёту дорожных одежд, который исходит из учёта кумулятивного
процесса необратимого деформирования [4].
Комплексность задачи заключается в
обеспечении таких эксплуатационных условий работы земляного полотна, которые
позволят сохранить высокие строительные значения коэффициента стандартного
уплотнение или свести к минимуму его снижение в течение срока службы. Наиболее
вероятными причинами разуплотнения могут оказаться избыточное увлажнение,
особенно в сочетании с льдообразованием, а также деформации сдвига в
подстилающем грунте. Поэтому к обеспечиваемым условиям можно отнести
использование непучинистых грунтов, регулирующие водно-тепловой режим
мероприятия, применение укреплённых материалов в слоях основания и др. в
сочетании с высоким уровнем содержания дороги. Поскольку заключение о
назначении мер по повышенному уплотнению рабочего слоя земляного полотна надо
принимать по результатам оценки эффекта от реализуемого решения с учётом
строительных затрат и эксплуатационного сохранения достигнутых показателей
плотности, то необходимо уметь оценивать изменение расчётных механических
характеристиках грунта (модуля упругости, угла внутреннего трения и удельного
сцепления) при различном его состоянии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Методические указания по расчёту нежёстких дорожных одежд. Учебное пособие. А.П. Васильев, М.С. Коганзон, Ю.М. Яковлев, В.К. Пашкин.-Москва-Иркутск: МАДИ (ТУ) - ИРДУЦ, 1998.- 55с.
2. Мевлидинов
З.А. Обоснование основных показателей, учитывающих влияние остаточных
деформаций при расчёте дорожных одежд нежёсткого типа: Автор. дис. ...канд.
техн. наук. -М., 1997.- 17с.
3. Немчинов
М.В. Необходимость и возможности улучшения энерго-экологических показателей
дорожного хозяйства // Наука и техника в дорожной отрасли. 1999.-№3.-С.26-28.
4. Жустарёва
Е.В. Влияние плотности связного грунта в рабочем слое земляного полотна на
остаточные деформации нежёстких дорожных одежд: Автор. дис. ...канд. техн.
наук. -М., 2000.- 20с.
5. Лисов
В.М. Дорожные водопропускные трубы. -М.: Информ.-изд. Центр «ТИМР», 1998.
6. СНиП
2.05.02-85. Автомобильные дороги / Госстрой СССР. - М.: ЦИТП Госстроя СССР,
1986.